краткий миг полёта
Ученик после полутора лет отлучки вновь вернулся в монастырь и пришел к Наставнику.
— Учитель, еще год назад я жил в деревне, соблюдал все законы, считал себя чистым, и, когда медитировал, на меня садились птицы. Я и сейчас живу там же и так же, но теперь птицы всегда летят мимо. Почему так?
— Эти птицы вили на тебе гнезда, высиживали птенцов, учили их летать?
— Нет, Учитель. Я же не дерево!..
— Ты действительно не дерево. Ты просто недостаточно медитировал. Птицы задавали тебе вопросы, но ты их не слышал. Либо не слышал и своих ответов...
— Учитель, я настолько продвинулся?
— Либо не успевал ни того, ни другого... Но год назад после монастыря ты был действительно чистым. Настолько чистым, что торчал в деревне как больной палец, и птицы выделяли тебя. А сейчас ты стал таким же, как все вокруг. И птицы летят мимо. Деревьев хватает и без тебя.
— Я остановился в своем продвижении?!
— Возможно... Возможно, продвинулись те птицы, раз уже не нуждаются в твоих ответах. А ты... Ты просто исцелился.
Долгая пауза.
Ученик, застыв, смотрит на Наставника широко раскрытыми глазами.
Паузу прерывает Учитель:
— Если ты спросил все, что хотел, и услышал ответ, — лети дальше. Деревьев хватает и без меня.
— Учитель, еще год назад я жил в деревне, соблюдал все законы, считал себя чистым, и, когда медитировал, на меня садились птицы. Я и сейчас живу там же и так же, но теперь птицы всегда летят мимо. Почему так?
— Эти птицы вили на тебе гнезда, высиживали птенцов, учили их летать?
— Нет, Учитель. Я же не дерево!..
— Ты действительно не дерево. Ты просто недостаточно медитировал. Птицы задавали тебе вопросы, но ты их не слышал. Либо не слышал и своих ответов...
— Учитель, я настолько продвинулся?
— Либо не успевал ни того, ни другого... Но год назад после монастыря ты был действительно чистым. Настолько чистым, что торчал в деревне как больной палец, и птицы выделяли тебя. А сейчас ты стал таким же, как все вокруг. И птицы летят мимо. Деревьев хватает и без тебя.
— Я остановился в своем продвижении?!
— Возможно... Возможно, продвинулись те птицы, раз уже не нуждаются в твоих ответах. А ты... Ты просто исцелился.
Долгая пауза.
Ученик, застыв, смотрит на Наставника широко раскрытыми глазами.
Паузу прерывает Учитель:
— Если ты спросил все, что хотел, и услышал ответ, — лети дальше. Деревьев хватает и без меня.
Деревом был учитель.
И он приходит к учителю. Учитель разъясняет ему. И в конце говорит: "Если ты спросил все, что хотел, и услышал ответ, — лети дальше. Деревьев хватает и без меня", то есть предостерегает его от нового застоя.
В общем, я считаю смысл притче в том, что надо искать, не застывать в своем развитии, вот так вот ))
(не сочтите это за проявление негатива к познающему и ищущему, т.к. "игра слов" не отражает истинного положения вещей) =)
Нее, я как раз пытался использовть слова "дерево" и "птица" как они показаны в этой притче.
Дерево - это то, на что садятся птицы, на чем вьют себе гнезда, высиживают птенцов, учат их летать. То есть это учитель.
Птица - это ученик. Он ищет дерево, чтобы задать свои вопросы, найти пристань.
И когда ученик стал таким как все (Птицы задавали тебе вопросы, но ты их не слышал. Либо не слышал и своих ответов... ), для птиц в деревне он уже перестал быть деревом, он стал такой же птицей как и они.
Причем здесь нет четкой привязки дерево-птица. Они относительны. Для ученика учитель в этой притче - дерево. Для жителей деревни ученик по-началу был деревом, пока не стал таким же как они... Но учитель тоже птица. Он не засиживается на ветках. И этому в конце учит ученика (Если ты спросил все, что хотел, и услышал ответ, — лети дальше. Деревьев хватает и без меня.).
Быть деревом для других и птицей для себя... Не останавливаться в развитии, вот так вот.